Думаю, что потенциальные читатели этого блога не раз задумывались над тем, как сделана та или иная техническая иллюстрация. Давайте попытаемся ответить на вопрос – какие вообще существуют способы разработки технических иллюстраций?
Прежде всего, хотелось бы сразу очертить рамки понятия «техническая иллюстрация», в которых будет вестись обсуждение способов создания технических иллюстраций. Итак, в общем случае под технической иллюстрацией понимается изображение, цель которого научно и с достаточной документальной точностью наглядно изобразить технический объект. Таким образом, технической иллюстрацией может являться чертеж детали или сборочной единицы, различные схемы и графики.
В рамках данной статьи будет рассмотрен наиболее сложный, с точки зрения процесса разработки, вид технических иллюстраций – это иллюстрации на которых технические объекты представлены в виде аксонометрических или перспективных проекций. Кроме того, ключевой особенностью таких иллюстраций является то, что основным и зачастую единственным источником информации для ее создания служит конструкторская документация (Рисунок 1).
Рисунок 1. Пример исходных данных для разработки технической иллюстрации
Анализ существующих способов и инструментов для разработки технических иллюстраций позволил выявить две тенденции в данной области:
- разработка технических иллюстраций с использованием классических методов построения изометрической проекции;
- разработка технических иллюстраций на основе 3D моделей (Рисунок 2).
Рисунок 2. Способы разработки технической иллюстрации.
В рамках тенденции по разработке технической иллюстрации классическими способами можно выделить:
- создание иллюстрации на бумажном носителе с использованием классических инструментов работы конструктора таких, как линейка, карандаш, циркуль и т.д.;
- разработка технической иллюстрации с использованием редакторов векторной графики.
Первый из вышеназванных способов был широко распространен и использовался в «до компьютерную» эпоху. Большая часть технических иллюстраций, которые вы сегодня встречаете в документации, разработаны с использованием именно этого способа. Пример иллюстрации, разработанной подобным способом, представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Иллюстрация, разработанная с использованием
классических инструментов работы конструктора.
Судя по той технической документации, которую выпускают предприятия машиностроительной отрасли в нашей стране и странах ближнего зарубежья, данный способ весьма широко распространен и в настоящее время.
По сути, разработка технической иллюстрации с использованием редакторов векторной графики является частным случаем способа создания технической иллюстрации с использованием инструментов конструктора. Способ разработки технической иллюстрации с использованием редакторов векторной графики основан на классических методах построения изометрической проекции, однако обладает рядом особенностей связанных с возможностями редакторов векторной графики, которые позволяют существенно сократить трудоемкость разработки.
Данный способ создания иллюстраций получил свое распространения в США, Канаде, Японии и странах Европы. Среди технических иллюстраторов широко использующих данный способ разработки иллюстраций следует выделить Кевина Халси, Джима Хэтча, Джеймса Провоста, Клинта Форда и др. С работами этих людей вы можете ознакомиться на их личных сайтах, они действительно внушают уважение (Рисунок 4). Что касается использования данного способа разработки технической иллюстрации на территории нашей страны, то он не получил достаточного распространения.
Рисунок 4. Пример иллюстрации, разработанной с использованием
редакторов векторной графики (Автор: Джеймс Провост)
В рамках тенденции по разработке технической иллюстрации на основе 3D моделей можно выделить следующие способы:
- способ разработки технической иллюстрации на основе твердотельной 3D модели;
- способ разработки технической иллюстрации на основе полигональной 3D модели;
- способ разработки иллюстрации с использованием специализированных программных продуктов, предназначенных для разработки технических иллюстраций.
Способ разработки технической иллюстрации на основе твердотельных моделей характеризуется тем, что исходными данными для разработки иллюстраций служат твердотельные 3D модели, созданные в конструкторском бюро предприятия в ходе проектирования изделия, а процесс формирования иллюстраций осуществляется с использованием функционала САПР (Рисунок 5).
Рисунок 5. Пример иллюстрации, разработанной на основе твердотельной 3D модели
Что касается способа разработки технической иллюстрации на основе полигональных моделей, то в его основе лежит использование редакторов трехмерной графики (3D Max, Maya и др.). Иллюстрации, созданные с использованием подобных инструментов, отличаются фотографической точностью передачи внешнего вида изделия. Наибольшее распространение данный способ получил при разработке рекламных материалов (Рисунок 6).
Рисунок 6. Пример иллюстрации, разработанной на основе полигональной 3D модели
Наибольшего внимания, на мой взгляд, заслуживает способ создания иллюстраций с использованием специализированных программных продуктов (Corel Designer Technical Suite, 3DVia Composer, Creo Illustrate (IsoDraw) и др.). По сравнению с другими способами он имеет ряд ключевых преимуществ (этому будет посвящен материал отдельной статьи). Здесь я приведу только пример иллюстрации, разработанной данным способом (Рисунок 7). На нашем блоге уже опубликована статья по созданию технической иллюстрации с использованием Corel Designer Technical Suite.
Рисунок 7. Пример иллюстрации, разработанной
специализированных программных продуктов
Вот кажется и все, что хотелось сказать об основных способах разработки технических иллюстраций. Все способы описаны кратко т.к. есть идея посвятить каждому из них отдельную статью, в которой проследить основные этапы создания технических иллюстраций с использованием того или иного способа. Если необходимость в написании подобных статей существует то пишите свои пожелания в комментариях.
Всем привет!
Мне очень интересно как разрабатывались тех иллюстрации классическим способом ( линейка, карандаш, циркуль и т.д)…как создавались тех иллюстр. как на рисунке 3? Если есть какая-то инфа напишите плиз… Все ветераны у нас на предприятии уже давно не работают и спросить неукого… слышал что для создания таких иллюстраций использовали ещё и высококачественный фотоаппарат, а также какие-то примитивные ПО типа Paint для чистки в электронном виде…так ли это?
Добрый день, Сергей.
Рад, что вам понравилась статья. Что касается классических способов разработки технической иллюстрации, то при создании таких иллюстраций используются основы построения изометрических проекций. Методические материалы на этот счет вы можете найти в курсе начертательной геометрии.
На мой взгляд сегодня разрабатывать иллюстрации с помощью классических инструментов работы иллюстратора не целесообразно. Процесс этот достаточно трудоемкий и результат такого процесса сильно зависит от квалификации исполнителя. Думаю технический иллюстратор, использующий классические методы разработки иллюстраций, больше художник чем конструктор.
Если вы заинтересовались классическими способами, то рекомендую вам обратить внимание на способ разработки иллюстраций с использованием редакторов векторной графики. Данный способ подразумевает использование тех же принципов построения изометрической проекции, что и в случае с классическим способом. Только вместо классических инструментов работы конструктора используется редактор векторной графики. Я написал об этом цикл статей. Вот ссылка на первую статью: http://technical-illustration.ru/2012/01/adobe-illustrator_1/. Далее переходите по ссылкам и читайте.
Что касается использование фотографии в качестве иллюстраций, то существующие отечественные и международные стандарты допускают такое использование. Но на мой взгляд качество таких иллюстраций сильно уступает иллюстрациям, созданных с использованием способов, описанных в данной статье.
Попытался в вкратце ответить на ваши вопросы. Если возникнут дополнительные вопросы, то пишите, буду рад ответить.
С уважением,
Полиненко Сергей.
Сергей, если интересна именно классика, а не переходный этап, поищите в интернете «Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги.» Н. А. Атабекова. Это одно из немногих (если не единственное) академических руководств по тех. иллюстрации, — во всяком случае, более подробных описаний предмета я не встречал.
Будут вопросы – задавайте.
Желаю удачи!
Андрей Минаков
Сергей, рассмотрение видов иллюстрации как эволюцию от карандаша к три-дэ-макс и так далее – слегка ошибочно. Это как сравнивать картину маслом и фотографию.
Каждая техника выполнения имеет свой шарм.
Удачи вам.
Добрый день, Максим.
Спасибо, что обратили внимание на эту статью. Мысль которую вы озвучили не покидала меня не на минуту при написании данной статьи. Отрадно, что кто еще подхватил эту мысль . И я полностью с вами согласен, что не корректно показывать эволюцию от “карандаша” к “3D максу”. Кроме того, я также считаю, что иллюстрация “в карандаше” и в “3D максе” отличаются точно также как хорошая картина и хорошая фотография. Мне тоже в голову пришло именно такое сравнение.
Однако, в данной статье я ставил целью показать основные способы разработки технической иллюстрации. Т.е. различные способы получения технической иллюстрации, как результата, в соответствии с определением приведенным в начале статьи. Такую иллюстрацию можно получить как с использованием классических методов, так и на основе 3D модели. Все зависит от ваших ресурсов, желания и исходных данных. Кроме того я в статье я сделал попытку классифицировать данные способы. Возможно данная классификация не совсем корректная и я упустил какие-то способы разработки технической иллюстрации, но ее уже можно критиковать и обсуждать.
Ну и вернусь еще раз к “фотографии и картине”, если хотите знать мое мнение по этому вопросу, то я считаю не какие “новые информационные технологии” не убьют классические методы разработки технической иллюстрации. Качественные иллюстрации “в карандаше” всегда будут востребованными. Однако, появление данных “технологий” позволит повысить качество технической иллюстрации в общем. И позволит исключить появление откровенно некорректных и неинформативных иллюстраций.
С уважением,
Полиненко Сергей.
К сожалению, классическая графика в массовой тех. иллюстрации себя изжила и на то есть масса объективных причин.
Современная познавательная графика — как правило, CG.
С уважением, Андрей Минаков
Сергей, опять хочу обратить ваше внимание, что поверхностное и полигональное моделирование — разные вещи. Математически, поверхностное родственно твердотельному, полигональное же — отдельный метод построения моделей.
С наступающим Новым Годом!
Андрей, Ваши предыдущие комментарии были учтены. В статье рассматривается только твердотельное и полигональное моделирование. Поверхностное моделирование не рассматривалось.
Вас тоже с наступающим Новым Годом!