Йошихиро Иномото (Yoshihiro Inomoto) – король технической иллюстрации в разрезе

У любого человек, серьезно занимающегося какой-либо проблемой рано или поздно в голове возникает некоторая потребность рассмотреть проблему в исторической ретроспективе. Узнать, кто первый выявил такую проблем, как он эту проблему выявил, и, в конце концов, почему эта проблема появилось? Лично для меня это верно на 100%.

При написании статьи мне очень помогла Беспалова Наталья. Спасибо ей огромное.

Введение

У любого человека, серьезно занимающегося какой-либо проблемой рано или поздно в голове возникает некоторая потребность рассмотреть проблему в исторической ретроспективе. Узнать, кто первый выявил такую проблем, как он эту проблему выявил, и, в конце концов, почему эта проблема появилось? Лично для меня это верно на 100%.

Так же получилось и с технической иллюстрацией. В процессе создания иллюстраций начали появляться вопросы, как расположить объект, как сделать разрез и т.д. Ну, конечно же, на помощь пришел интернет. Запрос в гугле по словосочетанию «техническая иллюстрация», и вот перед тобой целый мир, в основном мир красивых картинок   :-) . После этого логично возник вопрос, так кто же делал всю эту «красоту».

Многие дни, проведённые за штудированием иностранных ресурсов, посвященным технической иллюстрации не прошли даром. Удалось выяснить следующее:

  1. Сейчас достаточно много технических иллюстраторов, самым известным из которых, является Кевин Халси. О нем, думаю, будет отдельная статья.
  2. В этом направлении существует некоторая преемственность. Т.е. каждый современный иллюстратор считает своим долгом упомянуть иллюстратора, повлиявшего на его творчество. Это и помогло написать эту статью.
  3. Большинство современных иллюстраторов сходятся во мнении, что человеком, повлиявшим на их выбор карьеры технического иллюстратора, является Йошихиро Иномото. Кто-то пишет о том, что работы Иномото весели у них на стене в комнате, кто-то пишет о том, что он мог часами разглядывать его работы, опубликованные в различных журналах.

Последнее заставило сильно задуматься. Ряд ведущих иллюстраторов, не сговариваясь (а скорее всего это так), пишут восторженные статьи об одном и том же человеке. А Кевин Халси даже ездил в Японию и встречался с мистером Иномото. Захотелось разобраться так, кто же такой мистер Иномото и, что же он сделал такого выдающегося для технической иллюстрации.

(http://cache.gawker.com/assets/images/2009/02/custom_1233815987522_yoshihio_inomoto.jpg)

Краткая биография [1]

Итак, предлагаю начать с биографии. Родился в Японии в префектуре Кумамото 29 апреля 1932 года. С детства он проявлял интерес к эстетике автомобилей. Он был очарован иллюстрациями Херберта Шлензинга (Herbert Schlenzig), Волтера Готцке (Walter Gotschke), Макса Миллера (Max Miller), и Питера Хелка (Peter Helck). Вот некоторые примеры иллюстраций этих авторов:

Иллюстрация Херберта Шлензинга (Herbert Schlenzig)

(http://www.cultiris.com/kepek/thumb/INT-00157032/pr/INT-00157032.jpg )

Иллюстрация Питера Хелка (Peter Helck).

(http://www.ddavid.com/formula1/helck5.htm)

Иллюстрация Волтера Готцке (Walter Gotschke)

( http://graemehunt.com/motoringart/17/walter-gotschke-austrian-german-1912-2000 )

Он увлекся вопросами устройства и работа механизмов автомобиля, а также вопросами технологического развития автомобилей. Отучившись 3 года в средней школе, он бросил ее и начал учиться рисованию. Кроме того, в это время он посещал различные курсы, посвященные вопросам иллюстрации и дизайна. После такого небольшого формального обучения началась его профессиональная карьера. В 1952 он пришел на работу в конструкторское бюро Mazda в отдел новых разработок. Позже в 1957 году он перешел на работу в рекламный отдел Nissan, который покинул только в 1976 году. Он выполнил ряд иллюстраций для журнала Automobile Quarterly и начал карьеру свободного технического иллюстратора. Кроме Automobile Quarterly он работал с рядом известных автомобильных журналов, среди которых можно выделить журнал Road&Track.

Одна из иллюстраций, выполненных мистером Иномото для журнала Road&Track.

(http://www.2000gt.net/Presse/RoadAndTrack/RoadAndTrack00.php)

В 1999 году при поддержке Lexus Йошихиро организовал выставку своих оригинальных работ в Брюсселе. Также работы Иномото выставлялись на выставке Hillsborough Concoursd’ Elegance[2] в Северной Калифорнии, на благотворительной акции Pebble Beach Concoursd’ Elegance[3] в Монтерее в Калифорнии и на различных автошоу по всей Европе.

Кроме того, в качестве еще одного момента свидетельствующего о мировом признании Иномото, как выдающегося художника, можно отметить, что он был почетным судьей на 49-й и 50-й ежегодной выставке Hillsborough Concoursd’ Elegance в 2005 и 2006 годах соответственно. Йошихиро написал несколько ретроспективных статей в журнале Car Styling, раскрывающих сущность искусства технической иллюстрации. Им было опубликовано несколько книг в основном на Японском языке. Все его книги чрезвычайно редки и, по сути, являются предметами коллекционирования.

Йошихиро Иномото

(http://blog-imgs-18-origin.fc2.com/t/a/s/tasan/inomoto_03.jpg)

Сегодня Йошихиро живет в префектуре Тиба в Японии. Он не остался в стороне от современных методов разработки технической иллюстрации и начал использовать в своей работе Adobe Illustrator и Adobe Photoshop. Справедливости ради стоит сказать, что умея работать с современными инструментами технического иллюстратора, он зачастую предпочитает им карандаш, кисти и краски. Это помогает сохранить его неповторимый стиль. Йошихиро ведет активную жизнь, читает лекции и пишет стихи.

Йошихиро Иномото

(http://blog-imgs-18-origin.fc2.com/t/a/s/tasan/inomoto_04.jpg)

Удивительный факт, но у Йошихиро нет собственного автомобиля. Зато у него есть два мотоцикла Harley Davidson Sportster 1970 года выпуска и BMW R65 1980 года.

Йошихиро Иномото

(http://blog-imgs-31-origin.fc2.com/t/a/s/tasan/0ino_02.jpg)

Чем он знаменит?

Так чем же знаменит наш герой? Если посмотреть на работы мастеров технической иллюстрации послужившие ориентиром в жизни Иномото, то можно подметить одну интересную деталь. На всех технических иллюстрациях, созданных до Иномото, автомобили изображены полностью, т.е. никакие узлы и агрегаты, находящиеся в внутри автомобиля, не показаны. На иллюстрациях изображен лишь внешний облик объекта. Считается, что Иномото был одним из первых иллюстраторов, нарисовавшим техническую иллюстрацию в разрезе.

Одна из работ Питера Хелка

(http://i.ebayimg.com/13/!BhCsIIQBmk~$(KGrHqQH-DwEsMLu09G1BLHbTKOrpg~~_1.JPG?set_id=8800005007)

Иллюстрация на которой автомобиль показан в разрезе

(http://www.autowp.ru/pictures/bugatti/type_53/autowp.ru_bugatti_type_53_2.jpg)

В качестве признания его заслуг в данном направлении, можно привести факт, что в 1997 году Road&Track опубликовал статью, посвящённую Иномото, где Иномото был представлен “Королем технической иллюстрации в разрезе”. Кроме того, Иномото был одним из главных пионеров,внедрявших технику изображения объектов на иллюстрации в изометрических и перспективных проекциях.

Как он работает?

Так как же работает мастер. Сначала он создает набросок автомобиля от руки. На наброске он изображает внешний вид корпуса в основных линиях. Кроме, того на данном этапе он выделяет области корпуса, где будут выполнены разрезы и где будут, размещаются агрегаты, на которое он собирается обратить внимание. На примере эскиза технической иллюстрации Honda RA273, я постарался показать основные этапы его работы (см. рисунок ниже, линии выделенные красным). Да, простит меня Иномото за то, что я посмел “уродовать” его эскизы.

После этого он прорисовывает отдельно каждый узел и агрегат автомобиля, как правило, это осуществляется на том же листе, на котором был выполнен эскиз (см. рисунок ниже).

После этого он переносит детально прорисованные элементы автомобиля на ранее выполненный эскиз.

Далее, используя кисти и акриловые краски, он раскрашивает, разработанный эскиз автомобиля.

(http://www.autowp.ru/pictures/honda/formula_1/autowp.ru_honda_ra272_4.jpg)

Характерной особенностью работ Иномото является то, что он не зацикливается на геометрических размерах объекта, он свободно отходит от правильных пропорций и изменяет форму узлов и агрегатов, которые выгодно отличают данный автомобиль.

Выводы

После всего того, что я узнал о Иномото в процессе написания данной статьи, не оставило никаких сомнений в справедливости оценок вклада Иномото в дело технической иллюстрации. Он действительно внес очень много в техническую иллюстрацию, в первую очередь в методологию и принципы создания технической иллюстрации. На самом деле современные иллюстраторы используют те же методы разработки технической иллюстрации, только применяют для их реализации современные инструменты. Карандаши и кисти с красками заменили Adobe Illustrator и Adobe Photoshop.

Источники:

  1. http://www.core77.com/blog/graphic_design/masters_of_the_cutaway_part_3_yoshihiro_inomoto_21421.asp
  2. http://www.automotiveillustrations.com/illustrators/automotive-illustrator-inomoto.html
  3. http://jalopnik.com/5146799/yoshihiro-inomotos-amazing-car-cutaways
  4. http://www.linesandcolors.com/2009/02/14/yoshihiro-inomoto/
  5. http://v8tvshow.com/component/option,com_smf/Itemid,108/topic,4938.0/prev_next,prev/
  6. http://www.worthpoint.com/worthopedia/yoshihiro-inomoto-helck-gotsche-prints-ltd


[1] http://www.automotiveillustrations.com/illustrators/automotive-illustrator-inomoto.html

[2] Выставка самых дорогих и коллекционных автомобилей и мотоциклов.

[3] В переводе с французского – это значит конкурс элегантности. По сути, является выставкой ретро автомобилей, проходит с 1950 года в Калифорнии в благотворительных целях.

Об авторе Сергей Полиненко

Вопросами разработки техничкой иллюстрации занимаюсь достаточно давно, т.к. часто приходится сталкиваться с ними по роду своей деятельности. Считаю, что на этом сайте мы должны собрать по крупицам весь отечественный и зарубежный опыт в части разработки технической документации, чтобы улучшить качество отечественной технической иллюстрации и, как следствие, эксплуатационной и ремонтной документации.